Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением – наиболее всеобъемлющее глобальное природоохранное соглашение об опасных и других отходах. Базельская конвенция принята 22 марта 1989 года и вступила в силу 5 мая 1992 года (6).
Базельская Конвенция призвана оградить здоровье человека и окружающую среду от пагубного воздействия, вызываемого производством, использованием, трансграничной перевозкой и удалением опасных и других отходов и устанавливает механизм контроля за трансграничными перевозками опасных отходов, а также принципы и порядок обращения с опасными отходами с целью минимизации их воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Подробнее: Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Базель, Швейцария, 22 марта 1989 года.
Поправка о запрете к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Соглашение, принятое Сторонами Базельской конвенции о запрещении государствам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейского союза (ЕС) и Лихтенштейна экспортировать опасные отходы в другие страны - в первую очередь в развивающиеся страны и в страны с переходной экономикой.
Запретительная поправка принята в 1995 году решением III/1 третьего совещания Конференции Сторон и вступила в силу в 2019 году.
Базельский протокол об ответственности. Цель протокола – обеспечить всеобъемлющий режим ответственности, а также адекватную и оперативную компенсацию за ущерб причиненный в результате трансграничной перевозки опасных и других отходов, включая инциденты, происходящие из-за незаконного оборота этих отходов. Протокол касается тех, кто несет финансовую ответственность в случае инцидента.
Принят на Пятой конференции Cторон 10 декабря 1999 года в ответ на опасения развивающихся стран по поводу отсутствия у них средств и технологий для борьбы с незаконным сбросом отходов или случайными разливами. Протокол пока не вступил в силу.
Текст конвенции:
Общие правовые рамки реализации Базельской Конвенции в Узбекистане
Республика Узбекистан присоединилась к Базельской конвенции согласно Постановлению Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О присоединении к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 22 декабря 1995 года №188-1 (7) она вступила в силу 7 мая 1996 года.
Узбекистан не ратифицировал Поправку о запрете к Базельской конвенции и Протокол об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления.
Во исполнение статьи 5 Базельской конвенции Государственный комитет по охране природы Республики Узбекистан (в настоящее время Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата) назначен компетентным органом для содействия осуществлению Базельской конвенции.
Закон Республики Узбекистан об отходах (90), принят в 2002 году, уже после того, как Узбекистан присоединился к Базельской конвенции. Данный национальный закон в основном нацелен на предотвращение вредного воздействия отходов на жизнь и здоровье граждан, окружающую среду, сокращение образования отходов и обеспечение рационального их использования в хозяйственной деятельности. В нем не нашли в полной мере свое отражение вопросы трансграничного регулирования опасных отходов.
Вопросы, касающиеся трансграничной перевозки отходов, отражены фрагментарно только в трех статьях данного закона. В частности, в статье 5 данного закона, оговорено, что перечень опасных отходов и отходов, трансграничная перевозка которых подлежит государственному регулированию, утверждает Кабинет Министров Республики Узбекистан в области обращения с отходами, и статьи 21, в соответствии с которой ввоз на территорию Республики Узбекистан отходов, в том числе любых видов радиоактивных отходов иностранного происхождения, с целью хранения и захоронения запрещается. Также в статье 21 отмечено, что в порядке, установленном законодательством, допускается ввоз отходов только для их переработки и утилизации, при условии обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и окружающей среды. Следует отметить, что согласно статье 26 закона отходы, ввозимые, вывозимые, имеющиеся в наличии и образующиеся на территории Республики Узбекистан, а также перемещаемые транзитом, подлежат государственному учету.
В сравнении с положениями Базельской Конвенции в данном законе не выделены определения для настоящей конвенции, и другие основные положения Базельской конвенции, что не позволяет охватить основным законом об отходах всецело все сферы регулирования трансграничной перевозки отходов.
Вместе с тем, после присоединения Республики Узбекистан к Базельской Конвенции, Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении межправительственных соглашений» от 28 августа 1997 года №419 утверждено Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов, которое вступило в силу для Республики Узбекистан 21 ноября 1997 года. Данное соглашение основывается на положениях Базельской конвенции. Термины и определения, приведенные в статье 2 Базельской конвенции, нашли отражение в данном документе и согласно ему, Стороны руководствуются следующими определениями и терминами:
- «отходы» — вещества или предметы, которые удаляются, предназначаются для удаления или подлежат удалению в соответствии с требованиями национального законодательства;
- «опасные отходы» — отходы, которые не обладают свойствами, указанными в приложении к настоящему Соглашению, а также отходы, которые определены опасными в соответствии с внутренним законодательством государства экспорта, импорта или транзита;
- «другие отходы» — отходы, собираемые из жилищ (бытовые отходы), и остатки от их сжигания;
- «трансграничная перевозка» — любое перемещение опасных или других отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такая перевозка осуществляется по крайней мере через два государства;
- «исполнительный орган» («компетентный орган») государственный орган, назначенный Стороной ответственным за получение уведомления о трансграничной перевозке опасных или других отходов и любой информации, связанной с ней, а также за обеспечение ответа на такое уведомление;
- «государство экспорта» — государство — участник настоящего Соглашения, из которого планируется или начата трансграничная перевозка опасных или других отходов;
- «государство импорта» — государство — участник настоящего Соглашения, в которое планируется или осуществляется перевозка опасных или других отходов;
- «государство транзита» — любое государство, не являющееся государством экспорта или импорта, через которое осуществляется перевозка опасных или других отходов;
- «незаконный оборот» — любая трансграничная перевозка опасных или других отходов без уведомления и согласия всех заинтересованных государств или с согласия, полученного от заинтересованных государств путем фальсификации, введения в заблуждение или обмана.
Их сферы действия данного Соглашения исключаются радиоактивные отходы, подпадающие под другие международные системы контроля.
Согласно статье 3 данного документа Стороны принимают согласованные меры по регулированию и контролю ввоза (вывоза) и транзита через их территории опасных и других отходов, осуществлению мероприятий по обеспечению экологической безопасности трансграничных перевозок опасных и других отходов и налаживанию взаимодействия между компетентными органами, ответственными за их перевозку, осуществлению государственного контроля за соблюдением норм и правил трансграничных перевозок опасных и других отходов и их удалением; созданию в необходимых случаях контрольных пунктов, оснащенных соответствующими техническими средствами; ведению учета перевозимых через государственные границы и между государствами — участниками Содружества Независимых Государств опасных и других отходов, осуществлению обмена информацией об этих перевозках, оперативному сообщению о фактах незаконного оборота отходов и принятию мер по его пресечению и другие меры, дающие возможности реализации положений Базельской конвенции.
Статьей 4 Соглашения было предусмотрено, что Стороны уточняют нормативные документы, регулирующие порядок трансграничной перевозки опасных и других отходов между государствами Содружества и через территории государства или государств, не являющихся Сторонами настоящего Соглашения.
Настоящее Соглашение было заключено сроком на пять лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если Стороны не примут иного решения.
В 2000 году Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О регулировании ввоза в Республику Узбекистан и вывоза с ее территории экологически опасной продукции и отходов» от 19 апреля 2000 года №151, утверждены Перечни отходов, подлежащих обязательной экологической сертификации, импорт и экспорт, а также трансграничные перевозки которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Базельской конвенцией, а также Порядок регулирования ввоза и вывоза с территории республики экологически опасной продукции и отходов. Данный акт утратил силу 1 мая 2021 года.
В целях дальнейшего совершенствования системы регулирования импорта и экспорта экологически опасных продукции и отходов, подлежащих экологической сертификации в соответствии с Базельской конвенцией Постановлением Кабинета министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка ввоза на территорию Республики Узбекистан и вывоза с территории республики экологически опасных продукции и отходов» 16.02.2021 г. № 75 утверждено Положение о порядке проведения обязательной экологической сертификации экологически опасной продукции и отходов при ввозе и вывозе с территории Республики Узбекистан.
Ввоз и вывоз экологически опасной продукции и отходов осуществляется на основании экологического сертификата, выдаваемого органом экологической сертификации системы Госкомитетом по экологии и охране окружающей среды (в настоящее время Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата), аккредитованным в установленном порядке.
В соответствии с Положением строго запрещен ввоз на территорию республики и вывоз с территории республики экологически опасной продукции и отходов, перечень которых утвержден Кабмином, странами, не являющимся членами Базельской конвенции.
В случаях наличия международного договора о транзитной перевозке отходов между Республикой Узбекистан и страной, не являющейся участницей Базельской конвенции, такая перевозка осуществляется на основании положений данного международного договора, а также в приоритете, на основе общих требований, установленных Базельской конвенцией.
В соответствии с требованиями Базельской конвенции Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата ежегодно готовит отчет об экологически сертифицированной продукции и отходах, ввозимых на территорию Республики Узбекистан и вывозимых с территории Республики Узбекистан, и представляет его в Секретариат Базельской конвенции. Данный отчет готовится на основе:
- сведений о количестве экологически опасной продукции и отходов, фактически ввезенных на территорию Республики Узбекистан или вывезенных с территории республики;
- информации о количестве экологически опасной продукции и отходов, ежегодно образующихся на территории Республики Узбекистан и полученной от Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. Данная информация формируется на основании статистической отчетности, предоставляемой местными производителями и обслуживающими организациями.
- сводных данных о ввозе и вывозе экологически опасных товаров и отходов с территории республики, полученной от Таможенного комитета при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан.
- Для получения экологического сертификата заявителем подается заявление в таможенное «Единое окно» или же напрямую в орган экологической сертификации.
Заявителем предоставляются следующие документы:
- заявка на проведение экологической сертификации, оформленная в соответствии с утвержденной формой. В ней указываются наименование, количество, код ТН ВЭД экологически опасной продукции и отходов;
- инвойс/счет-фактура, накладная – для ввоза экологически опасной продукции и отходов и инвойс/счет-фактура – для вывоза;
- копия внешнеторгового контракта с указанием точного количества ввозимых экологически опасной продукции и отходов и копия соглашения между поставщиком и получателем продукции (при проведении экологической сертификации на год).
Экологический сертификат выдается на бланке установленного образца на государственном или русском языке, сроком:
- на основании одной копии внешнеторгового контракта и соглашения – на период не более 1 календарного года;
- по каждой партии экологически опасной продукции и отходов – на срок не более 1 года;
- для серийного производства – сроком на 3 года.
Перечень продукции и отходов, подлежащих обязательной экологической сертификации, приведен в приложении №1 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении перечней объектов оценки соответствия в Республике Узбекистан, соответствие которых подлежит подтверждению № 43 от 30 января 2021 г. и вступил в силу с 01 мая 2021 года (105).
Список “А” данного перечня, включает виды отходов, ввоз и вывоз которых регулируются государством и подлежат обязательной экологической сертификации в соответствии с Базельской конвенцией.
Вместе с тем, в данном списке не приведены такие виды отходов, регулируемых Базельской конвенцией, как медицинские отходы, полученные в результате врачебного ухода за пациентами в больницах, поликлиниках и клиниках, не нужные фармацевтические товары, лекарства и препараты, отходы производства, получения и применения биоцидов и фитофармацевтических препаратов, отходы производства, получения и применения органических растворителей (за исключением галогенированных органических растворителей, отходы в виде смесей и эмульсий масел/воды, углеводородов/ воды, отходы производства, получения и применения синтетических смол, латекса, пластификаторов, клеев/ связывающих материалов, не нужные химические вещества, полученные в ходе научно-исследовательских работ или учебного процесса, природа которых еще не выявлена, и/или которые являются новыми, и чье воздействие на человека и/или окружающую среду еще не известно, остатки от операций по удалению промышленных отходов и др. В этой связи, необходимо дополнить данный перечень исходя из сферы действия Базельской конвенции.
Правила Положения о порядке проведения обязательной экологической сертификации экологически опасной продукции и отходов при ввозе и вывозе с территории Республики Узбекистан не распространяются на особые грузы, следующие транзитом через территорию республики в установленном порядке.
Общественные отношения в области защиты интересов и обеспечения безопасности Республики Узбекистан при транзите особых грузов и воинских контингентов регулируется Законом Республики Узбекистан «О транзите особых грузов и воинских контингентов» (106). В данном законе приведено понятие «опасные грузы» — вещества, материалы, изделия, отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов могут в процессе транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ явиться причиной взрыва, пожара или повреждения перевозимых грузов, технических средств, устройств, зданий и сооружений, других объектов, а также причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде.
Определение степени опасности отходов упорядочено Санитарными правилами инвентаризации, классификации, складирования и обезвреживания промышленных отходов, СанПиН РУз N0127-02 (92) и Гигиеническим классификатором токсических промышленных отходов в условиях Республики Узбекистан», СанПиН РУз N 0128-02 (93). Так при определении класса опасности промышленных отходов необходим наиболее полный учет входящих в них химических вредных веществ, что обеспечивается проведением лабораторных исследований их состава. При отсутствии в используемых нормативных и проектных документах указаний на класс опасности химического вещества он определяется по индексу опасности. Определение индекса опасности может проводиться путем расчетов по ПДК вредного вещества в почве, по ЛД50 вредного вещества, по классу опасности вредного вещества в воздухе рабочей зоны.
При отсутствии результатов изучения химического состава токсичных промышленных отходов и данных об их токсичности при определении порядка и способов их складирования, обезвреживания и утилизации можно использовать гигиенический классификатор токсичных промышленных отходов в условиях Республики Узбекистан и Классификационный каталог отходов, приведенный в Положение о порядке разработки и согласования проектов экологических нормативов. Данное Положение утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 января 2014 года.
Выше приведенный анализ показал, что в Узбекистане созданы определенные правовые рамки для содействия реализации Базельской конвенции.
Вместе с этим, есть необходимость принятия отдельного нормативного правового акта по внедрению положений с включением перечня веществ, подлежащих регулированию по 45 группам отходов, а также категории отходов, требующие особого рассмотрения (отходы, собираемые из жилищ и остатки в результате сжигания бытовых отходов), включая перечень опасных свойств, их класс, соответствующий системе классификации опасных грузов, содержащейся в Рекомендациях ООН по перевозке опасных грузов (ST/S6/AC.10/1/Rev.5, ООН Нью-Йорк, 1988 г.), и кодовый номер.
Национальный координатор: Айтмуратов Тимур
Заместитель директора Центра государственной экологической экспертизы при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан
Телефон: +998 71 203-00-22 (внут. 1011 - приёмная и канцелярия)
e-mail: info@ecoekspertiza.uz