Размер:
A A A
Цвет: C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Goals and objectives of the project

Menu

Информационно-ресурсный центр по выполнению природоохранных конвенций в сфере управления опасными химическими веществами и отходами ЦСАК при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан и данный сайт ecochem.uz созданы в рамках проекта ЮНЕП/ Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан «Реализация Специальной программы по поддержке институционального укрепления на национальном уровне с целью активизации выполнения Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций, Минаматской конвенции о ртути и Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ“.

Срок реализации проекта: 2022-2023 гг.

Цель проекта:
  • Укрепление межведомственной координации и сотрудничества;
  • Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы;
  • Улучшение осуществления, мониторинга и отчетности по химическим веществам и опасным отходам;
  • Наращивание потенциала в сфере управления химическими веществами и опасными отходами.
Задачи проекта:

Положение о НКС
Size: 29.98 KB
Format: docx

Проведение анализа и оценки законодательной и институциональной базы Республики Узбекистан для регулирования химических веществ и отходов, подготовка пакета нормативно-правовых актов для присоединения к Роттердамской и Минаматской конвенциям и повышении потенциала во внедрении СПМРХВ.

Обоснование для присоединения к межгосударственным стандартам по классификации опасности, международные требования классификации опасности химических веществ, согласованные с СГС: (ГОСТ 32419-2013, ГОСТ 32423-2013, ГОСТ 32424-2013, ГОСТ 32425-2013, ГОСТ 32421-2013.

Создание Национального регистра опасных химических веществ для сбора информации, необходимой для определения и установления приоритетных опасных химических веществ, разработки стратегий их мониторинга и оценки рисков, а также принятия других решений и мер в рамках реализации обязательств республики по Стокгольмской конвенции и другим глобальным химическим соглашениям и улучшение отчетности по ним. (В настоящее время на основе разработанного совместно с партнером проекта немецкой организацией HEJSupport (Health and Environment Justice Support eV) обзорного исследования ведется работа по созданию Национального регистра опасных химических веществ.

Одной из наиболее значимых проблем XXI века является постоянно возрастающее загрязнение окружающей среды в результате деятельности человека, в первую очередь связанной с масштабным использованием химических веществ, их проникновением в окружающую среду и вторичным воздействием на жизнь и здоровье людей. Эта проблема стала довольно острой уже в 80-х годах прошлого столетия, но сейчас её актуальность возросла во много раз в связи с ростом потребностей в производстве и применении химических веществ.

По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) из более 6 млн. известных химических соединений практически используется до 500 тыс. соединений, из них около 40 тыс. являются токсичными. Потребление минеральных и органических ресурсов резко возрастает: если в 1913 г. на одного жителя Земли ежегодно расходовалось 5 т. минерального сырья, в 1940 г. – 7,4 т., в 1960 г. – 14,3 т., то к 2004 г. потребление достигло 45–55 т., а на сегодняшний день эта величина составляет более 90 т.

Химические вещества являются неотъемлемой частью повседневной жизни современного общества и в настоящее время в глобальном масштабе используются сотни тысяч химических веществ и примерно тысячи новых химических продуктов поступают на рынок ежегодно. Среди них потребительские товары, готовая продукция, сырье, используемое почти в каждой отрасли экономики, как например, производство потребительских товаров, а также в автомобильной, текстильной и горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, металлургии и др.

По уровню производительности труда в мире, химическая промышленность уступает лишь фармацевтике и становится неотделимой частью современного конкурентоспособного производства, приносящего высокую прибыль.

Вместе с тем, любое промышленное производство, каким бы современно технологичным оно не было, сопряжено с выделением определенного количества химических веществ, в том числе загрязнителей в объекты окружающей среды. Поступающие из антропогенных источников химические загрязнители в количествах, превышающих природный уровень, представляют наибольшую опасность для здоровья населения и окружающей среды вследствие загрязнения ими атмосферного воздуха, водных объектов, почвы (первичный эффект их воздействия), продуктов питания и живых организмов (вторичный эффект). По данным ВОЗ более 25% заболеваний во всем мире обусловлено экологическими факторами, в том числе воздействием химических веществ. Наиболее опасно поступление в окружающую среду хлорорганических пестицидов, полихлорированных бифенилов, полициклических ароматических углеводородов, тяжелых металлов, асбеста и др. Все эти химикaты, особенно если их используют без необходимого контроля, могут отрицательно повлиять на здоровье человека и качество окружающей среды. К наиболее опасным химическим веществам относится ртуть, которая представляет угрозу для внутриутробного и раннего развития ребёнка, а также свинец. Все виды асбеста вызывают рак и фиброз лёгких, кадмий оказывает токсическое воздействие на почки, дыхательную и костную системы.

В связи с этим, охрана жизни и здоровья населения, обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также внедрение экологических основ и принципов устойчивого развития должны стать приоритетными задачами в области регулирования обращения химической продукции и обеспечения химической безопасности.

Важным аспектом безопасного применения химической продукции является информирование работников производства и пользователей химической продукции о присущей ей опасности.

Следует отметить, что в задачи информационного обеспечения входит представление своевременной и лаконичной информации, адаптированной под потребности и особенности пользователей информации.

Учитывая специфику информирования об опасности химической продукции, всех пользователей информации можно условно разделить на несколько групп в зависимости от уровня подготовки: химики-лаборанты, химики-технологи, операторы химического производства, кладовщики, сборщики заказов, экспедиторы, водители транспортных средств, разнорабочие, потребители химической продукции, в том числе, бытового назначения.

Согласно Конвенции Международной организации труда (МОТ) «О безопасности при использовании химических веществ на производстве» работник, может подвергнуться химическому воздействию на следующих этапах жизненного цикла химической продукции:

  • производство;
  • использование;
  • хранение;
  • транспортировка;
  • удаление и обработка отходов;
  • выброс химических веществ в результате производственной деятельности;
  • эксплуатация, ремонт и очистка химического оборудования и контейнеров.

Для защиты от вредного воздействия химической продукции, профессиональным пользователям необходима легко доступная, точная и адекватная информация о веществах, с которыми они контактируют. Исключительно важным является предотвращение и сокращение числа заболеваний и травм, вызываемых использованием химической продукции путем:

  • обязательной оценки всех химических веществ для выявления связанных с ними опасностей;
  • предоставления работодателям механизма получения от поставщиков информации о химических веществах, используемых на производстве, для эффективного осуществления программы по защите работников химических производств от химических опасностей;
  • предоставления работникам информации об использовании химических веществ на производстве и о соответствующих мерах предосторожности;
  • установления принципов обращения с химическими веществами в целях обеспечения их безопасного использования.

Принимая во внимание огромное количество и разнообразие химических веществ, обращающихся на рынке, и ещё большее количество возможных комбинаций в составе смесевой химической продукции, информирование пользователей химической продукции требует создания системы классификации. Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо сфере или области практической деятельности для систематизации предметов согласно определенным критериям. Она позволяет систематизировать знания об объектах и служит элементом информирования. По результатам процесса классификации опасности можно осуществлять маркировку продукции. Маркировка – нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект, с целью его дальнейшей идентификации (узнавания), указания его свойств и характеристик. Классификацию опасности и маркировку рассматривают как основные элементы информирования об опасности химических веществ и смесей, а также о мерах предосторожности при обращении с ними.

Современные масштабы международного оборота химической продукции требуют применения некой унифицированной системы классификации опасности химической продукции и информирования о выявленной опасности, которая позволит идентифицировать импортируемую или производимую химическую продукцию, определять ее опасность и принимать соответствующие защитные меры. Таким стандартом является Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС), принятая Экономическим и Социальным Советом ООН в 2002 году.

Следует отметить, что внедрение СГС в практику включено в Глобальный план действий (ГПД) для обеспечения химической безопасности и является одной из задач Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ). СПМРХВ – это рамочная основа для руководства действиями и усилиями, направленными на достижение того, чтобы производство и использование химических веществ осуществлялись с минимальным отрицательным воздействием на здоровье людей и окружающую среду.

Включение СГС в СПМРХВ указывает на международное признание необходимости укрепления потенциала по СГС и внедрения ее положений в стратегии управления химическими веществами и национальные программы развития. СГС может использоваться в качестве инструмента внедрения таких международных юридически обязательных соглашений о химических веществах, как Роттердамская, Базельская и Стокгольмская Конвенции, Конвенция 170 Международной организации труда, Монреальский Протокол. СГС является важным инструментом, который страны могут использовать для разработки системы оповещения об опасных химикатах, сделав её основой для создания широкомасштабных программ химической безопасности. Данная деятельность является важным шагом в гармонизации национальной классификации опасных химикатов и систем информирования на мировом уровне и обладает мощным потенциалом для достижения химической безопасности во всех соответствующих секторах.

СГС охватывает все опасные химические вещества, разбавленные растворы и смеси, включая их маркировку и паспорта безопасности, где должна быть указана информация о степени их опасности. Люди, использующие данные химикаты, смогут при необходимости защитить себя и окружающую среду. Внедрение на национальном уровне единого инструмента правил классификации опасности и маркировки химической продукции в соответствии с принципами СГС, становится одной из важных задач по безопасному обращению с химическими загрязнителями.

Правительство каждой страны, в том числе в Республике Узбекистан несет ответственность за создание и поддержание эффективной правовой и ведомственной инфраструктур в области химической безопасности. Это законы, охватывающие все аспекты СГС, в том числе классификацию опасности химических веществ и смесей, элементы системы информирования об опасности (маркировка и паспорта безопасности химической продукции), подготовку кадров, административную и ведомственную инфраструктуры для осуществления и обеспечения соблюдения законов и правил на практике, включая обязанности таможенных инспекций. Коммерческие и промышленные предприятия ответственны за оценку опасности и выполнение требований по информированию заинтересованных лиц посредством использования паспортов безопасности и маркировки химической продукции на рабочих местах и по всей цепочке поставок.

Большое значение в развитии стратегии внедрения СГС в национальное законодательство имеет вовлеченность как можно большего количества исполнителей и создание координационной инфраструктуры. Координация вовлеченных сторон необходима для поддержания постоянной связи между ключевыми группами (правительство, коммерческие и промышленные предприятия, общественные организации), секторами хозяйственного комплекса, национальными координационными комитетами, другими заинтересованными сторонами.

Плакаты СГС
Size: 24.13 MB
Format: rar
Main Conventions
Contacts
Contact-center
Work schedule: MO-FR 09:00-18:00
Click to listen highlighted text! Powered by X